Skip to main content

 

ПИСЬМО СТРУНАМ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

Я занимаюсь музыкой — играю на гитаре. Так совпало, что количество струн на обычной акустической гитаре точно совпадает с числом струн первого порядка в Спиральной динамике. И там, и там их шесть штук. Они отличаются между собой, имеют разные голоса и разные функции. Могут дополнять друг друга, сливаться в гармоничном звучании, а могут и диссонировать. В конечном счете все зависит от того, кто и как на этих струнах играет.

В этом эссе я хочу сравнить струны СД со струнами гитары и через эту метафору раскрыть свое видение и понимание Спиральной динамики.

 

VI СТРУНА — БЕЖЕВАЯ

Музыка состоит из аккордов, это ее основа, то, что создает настроение и формирует мелодию в целом. Аккорды в свою очередь состоят из нескольких звуков, не меньше трех, а самый низкий звук из тех, что входят в аккорд, называется основным. Именно он определяет тональность аккорда, по нему аккорд получает свое название, например, до-мажор.

Шестая струна на гитаре находится наверху грифа, это самая толстая струна, которая дает самый низкий звук. И в этом смысле она похожа на бежевую струну. Это основа всего. Если бежевый под угрозой, если есть риск нашего существования, то все остальное теряет всякую значимость. “Ты не ты, когда голоден”, как гласит лозунг одной рекламной кампании. Ну и в чем они не правы?)

Так и на гитаре — если налажать в басе, то звучание всего аккорда будет иным, мелодия разрушится, и этого не скрыть никакими другими нотами или струнами. На самой толстой струне не играют соло, она требует размеренности и уважения — и тогда дает насыщенный, смачный звук.

 

V СТРУНА — ФИОЛЕТОВАЯ

Пятая струна звучит повыше, чем шестая, но тоже называется басовой и используется в качестве основы аккордов почти так же часто. Так же и фиолетовая струна — одна из важнейших опор в эволюции человечества в целом и каждого индивида в частности.

Фиолетовая струна — про традиции и ритуалы, которые формируют у нас первые представления о том, что правильно, а что нет. Она про близких, семью и соплеменников — своих и не своих людей. Это те понятия и ценности, на которые мы вольно или невольно опираемся во время своей жизни.

Выше я писал о том, что аккорд должен состоять не меньше, чем из трех звуков. Но есть аккорды, в которых всего два звука, и они обычно играются как раз на пятой и шестой струнах. Они называются “пауэр-аккордами” и особенно часто используются в рок-музыке, добавляя то самое тяжелое, но в то же время нейтральное звучание. Так и человек, у которого есть только две струны, бежевая и фиолетовая, уже становится человеком (когда только бежевая это все-таки ближе к зверю), способным к социализации, взаимодействию и коллективной деятельности. Музыка начинает складываться.

 

IV СТРУНА — КРАСНАЯ

Четвертая струна еще тоньше, звучит еще выше, но это тоже басовая струна, на ней играется основной тон многих аккордов. Здесь я вижу параллель с красной, на которой завершается формирование ядра человека. 

На красном мы осознаем наши границы, понимаем, где заканчивается Я и начинается все остальное. Мы научаемся защищать себя, свои границы, свои интересы. На красном у нас формируется внутренняя осознанная мотивация к действию — не потому что так надо (хочется есть или так велят традиции / шаман), а потому что хочу.

Теперь у нас есть три струны — и три звука, необходимых для самого простого аккорда, трезвучия. Но особенность строя гитары такова, что на четвертой, пятой и шестой струнах можно сыграть не так много аккордов) По большому счету, это те же “пауэр-аккорды”, которые, будучи сыгранными на этих трех струнах звучат ярче, насыщеннее, агрессивнее. По-красному.

 

III CТРУНА — СИНЯЯ

С басами покончили, и теперь начинаются верхние струны, которые отвечают за оттенки, окрас аккорда, его настроение. На этих струнах чаще гитаристы чаще исполняют разнообразные украшения и приемчики, которые делают мелодию более затейливой и узнаваемой.

Так и уникальное звучание следующих струн Спиральной динамики вносит различия в то, какими мы являемся. Большинство любит, когда удовлетворены физические потребности, когда вокруг свои люди, когда свои границы защищены. А вот отношение к правилам, личным успехам и всеобщему благу гораздо более индивидуальные и различают нас друг с другом.

На этой струне в аккордах наконец появляется полноценный третий звук, и чаще всего это терцовый звук. Тот, который отличает мажор от минора, светлое и веселое звучание от грустного. Так и на синей струне появляются четко сформулированные “хорошо”, “правильно”, “надо” и “плохо”, “неправильно”, “нельзя”.

 

II СТРУНА — ОРАНЖЕВАЯ

С помощью второй струны у гитаристов появляется возможность играть септаккорды — аккорды, состоящие из четырех нот. У этих аккордов гораздо более сложная окраска звука, они звучат богаче. Именно на септаккордах построен весь джаз, а джаз — это стиль, в котором прежде всего ценится импровизация. Джаз — это стиль, в котором музыкант может блеснуть своим мастерством, поразить слушателей тем, как красиво он импровизирует, выделиться.

Это довольно похоже с ценностями оранжевого уровня, когда во главу угла ставится личный успех и достижения. Но в то же время, этот успех не такой примитивный, как на красном уровне, здесь он учитывает больше факторов, больше интересов, и ориентирован на обоюдную выгоду (удовольствие получают и музыкант, и его слушатели).

А еще, когда речь заходит об исполнении септаккордов, гитаристы начинают глушить одну из струн, чтобы звучали только четыре струны, на которых расположены ноты, входящие в аккорд — так он звучит тише. И здесь я тоже вижу аналогию со Спиральной динамикой, когда ради достижения целей более высоких уровней, например, оранжевого, мы начинаем приносить в жертву ценности более низких. Например, буду спать по 3-4 часа в сутки, больше работать и стану богатым и знаменитым

 

I СТРУНА — ЗЕЛЕНАЯ

Наконец, заключительная струна, шестая по счету в этом эссе, первая по названию. Самая тонкая, самая высокая, самая звонкая. Ее проще порвать при неаккуратном с ней обращении, она может неприятно дребезжать из-за своей высоты, но может и создавать как музыкальную тему, будучи самым высоким звуком в аккорде, так и “выпиливать” соло.

Первая струна настроена в унисон с шестой (бежевой), они звучат одинаково, с разницей в несколько октав. Зеленый во многом похож на бежевый. На бежевом человек озабочен своим собственным выживанием, как спасти себя единственного, удовлетворить свои личные потребности. На зеленом, можно сказать, речь идет о выживании и удовлетворении потребностей сообществ. Как спасти Землю, чтобы она выжила, а вместе с ней и все человечество? Как защитить интересы и потребности отдельных групп (по полу, вере, национальности и многим другим атрибутам)

 

* * *

Но самое главное, какими бы ни были струны, это руки того, кто эти струны перебирает и какие аккорды зажимает. Возможно, это определяется уже уровнями второго порядка — то, как играет музыкант на своих первопорядковых струнах. Но это уже тема для отдельного эссе 🙂