И это снова ваш специальный корреспондент из мира искусства. Недавно у меня были невероятно насыщенные культурные выходные: cosmoscow, лекция про современное искусство от Дмитрия Гутова, чтение «Всеобщей истории чувств» Д. Акерман и наконец «Дюна».
И что я имею вам сказать? В популярных фантастических романах прошлого будущее представлялось довольно однобоко. Можно говорить, что это результат того, что сами авторы находились на красном уровне спиральной динамики и, соответственно, видели будущее как продолжение войны, которую они вели своим существованием каждый день. Но только с более совершенным оружием. Люди занимаются войной, политикой, наверное, наукой и строительством. Но кто занимается искусством?
Причем я имею в виду искусство в широком смысле слова. Иногда герои что-то едят, иногда их наложницы проходят перед нами в красивых нарядах, но кто это создает? И зачем он создает это таким?
Почему это важно:
-
Искусство развивает мозг. При всем уважении, картины прошлого (несмотря на то, что там тоже скрыто невероятное количество смыслов, метафор, цитат) могут быть сами по себе предметом понятного эстетического удовольствия. Это женщина — она красивая. А эта женщина — красива по-другому. А это бедная крестьянка, но посмотрите, как похоже! И возникает соблазн остановиться здесь. Не идти дальше в понимание работы. Я сама на заре юности могла так за день посмотреть половину Уфицци или Лувра: просто переходя от картины к картине, останавливаясь возле «красивого» или эмоционально заряженного. Современное искусство заставляет задуматься. Мне всегда хочется понять, о чем нам хотел сказать автор. И тогда главным инструментом художника становятся даже не руки, а мысль.
-
Искусство всегда предсказывает будущее . На вступительном экзамене по истории в университете мне достался вопрос про социальный настрой в России начала 20 века. Ожидалось, что я буду рассказывать про политические партии. Я «вылезла» на поэтах Серебряного века. Этого хватило, чтобы передать дух времени и неизбежность революции.
-
Наука и искусство — два глаза человеческой культуры. Иногда один глаз может взять на себя функцию обоих. Но лучше все-таки смотреть двумя. У многих людей искусства есть научные изобретения, и наоборот: среди ученых многие увлекаются искусством. Если подслушать настоящих профессионалов своего дела, они часто говорят: «Посмотри, как он КРАСИВО это сделал!» Неважно, речь идет о научном доказательстве или схеме. То есть оценка научного достижения может осуществляться терминами из области искусства.
-
Искусство развивает органы чувств для наслаждения жизнью. На самом деле мы знаем только ограниченное количество вкусов: сладкий, соленый, острый, кислый, горький. А как создается вкус персика? Сладко-кислый вкус, сочная бархатистость на языке и ощущение сока, бегущего по рукам, запах персика. Все вместе. Или воспользуюсь цитатой И. Бродского: «С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву».
-
Искусство — важный инструмент идеологии. И не только фашистских режимов. Оно может быть как манифестом, так и самым коротким путем во внутреннюю эмиграцию. Занимаясь искусством, я могу сама выбрать свое окружение, невзирая на времена и расстояния. И сохранить себя.
А вы почему интересуетесь искусством?