По материалам Д.Бека и К.Кована
Развивая концепции иерархии человеческих потребностей А. Маслоу, во второй половине прошлого века выдающийся психолог К.Грейвз, обработав огромное количество экспериментальных и статистических данных, сформулировал удивительную модель системы человеческих ценностей. Его работы были развиты Доном Беком и Кристофером Кованом, которые построили на их основе целое новое направление в социопсихологии, которую они назвали «миметика» или Спиральная Динамика.
В настоящее время Спиральная Динамика захватывает живой интерес не только ученых, но и политиков, бизнесменов, педагогов и др., которые находят ее удобным инструментом для анализа и решения многих практических задач, связанных с управлением и обучением. В России эта тема практически не знакома. Поэтому мы будем рады изложить здесь основные концепции Спиральной Динамики, приведя переложение на русский язык некоторых глав из книги Д.Е.Бека и К.К.Кована “ Spiral Dynamics – Mastering Values , Leadership , and Change ”. ( www.spiraldynamics.org )
Основные характеристики мимов
Сначала мы опишем характеристики тех невидимых глубинных образов мышления (мимов), которые часто неосознаваемо влияют на людей. Затем мы заглянем в законы, правила и принципы, которые влияют на сдвиги, развитие и внутреннюю организацию в этих развивающихся способах бытия.
Мим проявляет себя в виде мировоззрения, системы ценностей, уровня психологического существования, структуры убеждений, организующих принципов, способа мышления и образа жизни.
Мимы обладают следующими качествами:
1. Мимы проявляют глубинные образы мышления, которые формируют системы и влияют на поведение человека: Мим содержит в себе базовый пакет мыслей, мотивов и инструкций, которые определяют то, как мы принимаем решения и расставляем приоритеты в жизни. Каждый из нас имеет свой собственный входной и передающий каналы, способы организации, уровень интенсивности, правила поведения, и набор предположений относительно того, Как устроен мир.
Мим занимает ум человек практически подобно тому, как паразит проникает в тело, и перестраивает нейрологическую систему так, чтобы она удовлетворяла его образу мышления. У каждого из них есть направления, в которых они делаются хищными и экспансивными или пассивными и склонными к сотрудничеству. Все они содержат антитела, чтобы отражать атаки конкурирующих мимов.
Мимы формируют наши основные жизненные приоритеты, которые, в свою очередь, на более поверхностном уровне, влияют на наше поведение и решения. Внешне люди могут делать одно и то же, однако ими будут двигать совершенно различные мимы. Невозможно определить, какой мим в настоящий момент функционирует, только наблюдая поведение – чточеловек делает. Только поняв, почему человек делает или говорит определенные вещи, мы придем к миму. Недобросовестный тип может пытаться убедить вас, что он говорит, основываясь на очень чувствительном Зеленом миме, в основе которого – благо человека и социальные задачи, в то время как им могут двигать очень корыстные формы Оранжевого мима, который хочет заставить вас расплатиться, поддержав его «благотворительное» мероприятие.
Вот краткий обзор восьми базовых мимов, которые уже проявились к настоящему времени.
Мим | Название | Базовые мотивы |
• Бежевый | Выживание | Остаться в живых, благодаря физическим инстинктам |
• Фиолетовый | Мистика | Родственные связи и мистицизм в волшебном и опасном мире |
• Красный | Власть | Эгоистическая и эксплуататорская власть над собой, другими и природой |
• Синий | Закон | Абсолютная вера в единственно верный путь и покорность авторитету |
• Оранжевый | Амбиции | Стремление к лучшим возможностям для себя |
• Зеленый | Взаимоотношения | Благополучие людей и консенсус |
• Желтый | Гибкость | Гибкая адаптация к переменам благодаря системному видению |
• Бирюзовый | Глобальность | Внимание к глобальной динамике, и действиям на макро-уровне |
• Коралловый | Развитие | Глобальное развитие цивилизации |
2. Мимы влияют на все выборы, которые мы совершаем по жизни . Мимы – это самоорганизующие сущности, которые проявляются в согласованных стереотипах, охватывающих буквально все сферы нашей жизни. Подобно могущественным вирусам, они могут прикрепляться к тем идеям, людям, объектам и организациям, которые позволяют им воспроизводить себя и излучать их базовые послания. Каждый содержит свои собственные концепции религии, политики, семейной жизни, образования, душевного спокойствия, работы и управления, социального устройства и законопорядка. Один и тот же мим может пронизывать и стадионы, и СМИ, и законодательные собрания, и офисы, и соборы и классные комнаты.
Мимы действуют подобно магнитным полям, которые связывают объекты или побуждают их отталкиваться. Расовые деления часто обуславливаются различиями мимов. Церкви раскалываются, когда в части их последователей пробуждаются новые мимы. Серьезные сдвиги мимов происходят в бизнесе, вызывая сильные пертурбации и потребность в реструктуризации. Современная эпидемия «разбитых семей» – в большей своей части производная смены мимов.
Хорошо утвердившийся мим будут окружать сильные и развитые структуры, и перед тем, как сможет придти и вырасти новый мим, часто могут потребоваться болезненные процессы их разрушения В таком состоянии находятся страны, переходящие от Марксизма к рыночной демократии, государственные структуры, переходящие к приватизации и диктатуры, находящиеся на гране теократии.
Мимы живут независимой жизнью. Они обладают способностью устраивать религиозные гонения, изучать космическое пространство, создавать угрозу нашему место обитания, или выступать за права человека. Никакая сила на земле не может остановить мим, чье время пришло – ни призывы СМИ, ни военная сила, ни резолюции ООН.
3. Мимы могут проявлять и здоровые и нездоровые качества. Сами по себе мимы не хорошие, не плохие, не здоровые, не нездоровые, не позитивные, не негативные. Например, один и тот же мим может проявляться в виде мистических откровений, фантазий в духе Диснея или ритуалов каннибализма. Мим, который направляет воображение и преданность миллионов на благородные дела и придает их жизням смыл и порядок, может обусловить других рамками военного фанатичного религиозного или этнического терроризма.
Здоровые мимы – это те, которые позволяют или даже способствуют позитивному выражению других мимов эволюционной сп ира ли, даже если те конкурируют с ними за влияние. Часто мимы становятся злокачественными, утрачивая внутреннюю систему регуляции, которая говорила бы им, когда следует перестать расти. Иногда мимы становятся ограниченными, замкнутыми и репрессивными, навязывая умонастроение чрезмерной опеки.
4. Мимы – это структуры мышления. Мим определяет, как люди мыслят или принимают решения, в отличие от того, во чем они убеждены или что ценят. Это «схемы», в рамках которых могут находиться разные «темы». Два апологета разных религий будут иметь одни и те же мимы. Это конфликт содержимого, нежели чем глубинных образов мышления. Другие примеры – это конфликты преступных группировок, соперничество между Республиканцами и Демократами или борьба руководством компании и профсоюзами.
Конфликты между мимами происходят, когда они пересекаются в ограниченном пространстве, физическом или концептуальном, – с тем завоевать влияние на одних и тех же людей. Например, конфликт между Оранжевыми, светскими западными ценностями и Синими идеологизированными восточными; противостояние технологического Оранжевого общества и Зеленого экологического движения; вторжение Оранжевой экспансивной цивилизации в Фиолетовую племенную жизнь американских индейцев.
5. Мимы могут разгораться и тускнеть по мере изменении условий жизни . Мимы обладают сильными кибернетическими способностями (воспринимать обратную связь и приспосабливаться) и имеют тенденцию сохранять свои глубинные образы мышления и распространять свое влияние на любой благодатной территории. У каждого есть регулятор, который позволяет ему усиливать или уменьшать свои проявления, под диктатом внутренних «ДНК» или меняющихся внешних условий жизни . Мимы – это не какие-то жесткие, неподвижные структуры. Они могут адаптироваться, менять интенсивность, точки приложения и поля деятельности, пронизывая, иногда со скоростью лесного пожара, целые сообщества, континенты и профессии.
Вчерашний Красный рецидивист становится Синим апологетом религиозного учения. Зеленый хиппи возвращается к Оранжевым прагматическим ценностям своих родителей. Синим нормам социалистической нравственности приходят Оранжевые ценности капиталистического общества.
Часто в различных подразделениях одной и той же компании действуют различные мимы, которые часто сталкиваются на общих совещаниях буквально по всяким пустякам. Возможно у вас есть друг, который проходит через болезненный сдвиг мимов в семейной или личной жизни. Сокращение часто приводит к сдвигу мимов, поскольку те, кто остаются в компании, испытывают чувство вины. Многие усилия по крупномасштабным переменам оканчиваются неудачей, поскольку они полностью игнорируют якоря мимов, которые вызывают сопротивление людей.
Однако что из себя представляет динамика, определяющая поведение соответствующих мимов? Есть ли здесь какие-то закономерности, или же это случайный результат независимых проявлений мимов? Посмотрите на следующие характеристики:
Бежевый . Если мышление автоматическое , то структуры – это свободные группы , а процессы – это выживание
Фиолетовый. Если мышление анимистическое , то структуры будут племенными , а процессы – круговая порука Красный. Если мышление эгоцентрическое , то структуры будут империями , а процессы – эксплуататорскими . Синий. Если мышление абсолютистское , то структуры будут пирамидальными , а процессы – авторитарными Оранжевый. Если мышление множественное , то структуры будут делегирующими , а процессы – стратегическими Зеленый. Если мышление релятивистское , то структуры будут уравнительными , а процессы – консенсуальными Желтый. Если мышление системное , то структуры будут интерактивными , а процессы – интегрирующими Бирюзовый. Если мышление холистическое , то структуры будут глобальными , а процессы – экологическими |
Статья изначально опубликована здесь.