Skip to main content

Дон Эдвард Бек, доктор наук, соучредитель Национального центра ценностей (The National Values Center) в г. Дентон (Техас), президент и главный исполнительный директор международной организации «Спайрал Дайнэмикс Груп» (The Spiral Dynamics Group, Inc.), член Американской ассоциации психологов, общества «Мир будущего», Международного проекта по палеопсихологии и Сообщества экспертов по вопросам этнополитического насилия Американской и Канадской ассоциаций психологов. Доктор Бек также является научным сотрудником Института Джорджа Геллапа в Принстоне. Он соавтор книги «Тигель: Ковка будущего Южной Африки» (совместно с Грэхемом Линскоттом в 1991 году) и «Спиральная динамика: Управление ценностями, лидерством и изменениями» (совместно с Кристофером Коэном в l996 году). Он также ведет колонку «Спортивные ценности» в газете «Dallas Morning News» и часто выступает в средствах массовой информации по вопросам ценностей, спорта и расовых различий. Бек является редактором новостей спортивной психологии в журнале «Baseball’s Inside Pitch».

Что такое Интегральная спиральная динамика?

Модель спиральной динамики основана на оригинальной работе Клэра Грейвза, который в течение нескольких лет работал преподавателем в Юнион Колледж. Он был несколько огорчен преподаванием психологии, потому что студенты, прослушав курс его лекций, который охватывал разные теории, начиная от Фрейда и бихевиоризма Уотсона и Скиннера и заканчивая гуманистическим подходом Маслоу и Карла Роджерса, всегда задавали один и тот же вопрос: «Ну а все-таки, доктор Грейвз, какая из этих теорий правильная?» Это выводило его из себя, потому что ответа на этот вопрос он не знал.

Этот опыт заставил его начать длительное исследование, призванное попытаться ответить на вопрос, почему люди думают по-разному об одних и тех же явлениях практически во всех сферах человеческой деятельности – в политике, религии, спорте, архитектуре, экономике, сексе, браке и множестве других. В результате он пришел к выводу, что все эти теории скорее не противоречат друг другу, а являются лишь разными стадиями психологического развития.

В результате исследования, которое велось на протяжении почти 30 лет, он, наконец, смог описать то, что мы сегодня называем Спиральной Динамикой. Основные положения этой теории строятся на понятии спирали: по мере того как спираль разворачивается она становится более сложной. Хотя по сути своей это одна линия (в вытянутом состоянии спираль представляет из себя прямую), каждый виток этой спирали соответствует особому мировоззрению и способу восприятия реальности — то, что мы сегодня называем мемом, мемом системы ценностей. Сегодня мы можем продемонстрировать, что под поверхностью во взаимоотношениях, в спорных вопросах и даже в военных действиях лежат в корне различные, сложные контекстуальные образы мышления.

Давайте вкратце рассмотрим природу этих образов мышления. Прежде всего, необходимо понять три основных компонента. Первый компонент – это условия жизни, проблемы существования, с которыми сталкиваются люди. Они, безусловно, различны в зависимости от культуры, исторического времени и множества других факторов.

Итак, условия жизни для большинства людей могут усложняться, либо в условиях кризиса становиться более примитивными. Но, во-первых, необходимо признать тот факт, что все те системы, которые мы пытаемся описать, не являются чем-то присущим самим людям, как, например, коэффициент IQ или EQ (эмоционального интеллекта). Скорее, это адаптивные способности для определенных условий жизни. Итак, первое, что мы имеем — это условия жизни.

Во-вторых, у нас есть мем-код, то есть, то, как мы справляемся с этими условиями жизни.

Вместе с тем, нет единого, однозначного соответствия между условиями жизни и кодом. Человек может быть подавлен определенными жизненными обстоятельствами, как глубоководный ныряльщик испытывает кессонную болезнь, но механизм приспособления для преодоления этих специфических условий жизни может пробудиться, а может и нет. Нет гарантии этого. Человек в измененных условиях существования начинает перебирать разные мем-коды, прежде чем они достигают порога самовоспроизведения и в определенном смысле от более простых систем переходят к более сложным способам мышления, не достигая, однако, того уровня, когда они становятся частью повседневной жизни человека и частью конкретной реальности, потому что условия жизни, в которых они функционируют, просто их не поддерживают.

Итак, у нас есть условия жизни и пробужденные системы. Затем у нас есть способы выражения этих кодов во множестве проявлений реальной жизни: в религии, политике, в стиле жизни и так далее. И вновь, нет прямой системной взаимосвязи между пробужденным кодом и его конкретным проявлением; поэтому когда мы смотрим на эти системы в определенный момент времени, оранжевый код ( достижения и современность) не всегда производит капитализм. Это просто исторические проявления кода.

Итак, вот эти три компонента – условия жизни, пробужденные системы для освоения этих условий жизни и специфический способ, которым выражается этот системный код в арсенале приемов адаптаций конкретного человека к данным условиям жизни. Если мы быстро посмотрим на эти коды, мы сможем понять, почему они именно такие, какие есть. Каждый из них предназначен для взаимодействия с определенными условиями среды и затем, когда новый код получает свое выражение, как вы можете увидеть на графике, старые коды не исчезают. Они продолжают существовать, потому что те условия жизни, которые их породили, могут снова возникнуть у этого человека.

Бежевый уровень – это система выживания на уровне инстинктов, действующая днем и ночью. Мы наблюдаем этот уровень у новорожденных, стариков, а также в период острого кризиса, наподобие 11 сентября, когда происходит временный возврат на бежевый уровень. Итак, самое главное на этом уровне – выживание.

От бежевой системы происходит переход к фиолетовой. Во времена Ледникового периода, когда кланы начали сталкиваться с другими кланами, необходимость сформировать более сложную систему на фоне тех процессов, которые происходили в мозге, создала новые причинно-следственные связи, и таким образом произошел переход на фиолетовый уровень. Вы можете наблюдать это даже в маленьких детях, когда они вдруг начинают верить в существование души у своей собаки или куклы или привязаны к своему одеялу как к чему-то живому. Или, если вы смотрели современные фильмы, вы наверняка видели, как развивается фиолетовая система в ответ на кризис.

После фиолетового происходит переход на красный уровень, который характеризуется первыми сильными, эгоцентричными импульсами «Я – это я», «Я – самый великий», «Я – всё, что есть», утверждение власти и эгоцентризма. У ребенка этот переход происходит в двухлетнем возрасте. У взрослых это можно наблюдать в различных выражениях мужественности (крутой парень, настоящий самец), и даже у целых народов, которыми движет исключительно утверждение власти. Это хищническая система, которая вместе с тем является очень позитивной стадией в развитии человека, на которой проявляется первая, еще сырая Я-концепция.

После красного идет синий. Очевидно, хаос и социальная неустойчивость красного уровня, когда каждый делает всё, что считает нужным, достигает стадии, когда возникает потребность в порядке и смещении интересов с себя самого на признание того, что «и ты тоже смертен», и однажды в будущем смерть станет реальностью. Часто это приводит к поиску смысла и цели существования, ключевых элементов синей стадии. Эта система позволяет людям находить более глубокий смысл и цель своей жизни; и когда эти специфические возможности получают свое выражение, человек желает следовать правилам и нормам поведения, своего рода плану жизни этого человека, потому что они гарантируют нечто в будущем. Таким образом, код теперь звучит так: «пожертвуй собой сейчас, чтобы обрести позже».

Исторически, после синего идет оранжевый уровень автономного самосознания. Если на синей стадии мы мыслим фаталистически: «Я здесь просто странник, и будь что будет», то на оранжевом уровне мы рассуждаем так: «Возможно, я могу что-то изменить. Может быть, я могу влиять на ход событий в моей жизни. Может быть, нам не следует принимать неизбежность. Возможно, мы можем изменить мир к лучшему».

В эпоху Просвещения зародилось целое понятие индивидуальной свободы и независимости, и когда Мартин Лютер прибил 95 Тезисов к дверям церкви в германском городе Виттенберг, это стало утверждением того, что каждый волен интерпретировать Библию по-своему, а его друг Гуттенберг вложил Библию в руки каждого человека благодаря новейшей технологии и печатному станку. Таким образом, зародилась оранжевая стадия, позволившая людям стремиться к хорошей жизни здесь и сейчас, а не ждать вознаграждения на небесах после смерти.

Оранжевый ценностный мем является доминирующим в современном обществе, чему поспособствовали наши потрясающие технологические открытия, а также возможность современного человека попасть в любую точку мира, вглубь океанов или даже на другие планеты. Поэтому оранжевый уровень — это экспансивная система ценностей и поскольку он, так же как и красный, относится к теплым цветам, этот уровень фокусируется на индивидуальном, на Я, в противоположность коллективному.

Как вы, возможно, уже догадываетесь, после оранжевого идет зеленый, сдвиг от «я/меня/моё» в сторону «мы/нас/наше», переход к более тонким гуманистическим принципам, что наблюдается только в странах с достаточными денежными запасами в банках. Поэтому вы не увидите зеленого в Афганистане или в Мексике, где недавно высшие правительственные чины заявили, что в стране очень мало денег, за исключением поселений американцев и туристов, приезжающих в страну на период отпуска.

Итак, к зеленой стадии приводит понимание того, что в погоне за успехом и материальными удовольствиями мы потеряли свою душу и утратили то, что делает нас людьми. В каком-то смысле, мы стали настолько автоматизированы современной технологией и поглощены материальными ценностями и стремлением к достатку, что наверно пора спросить себя «А стоило ли?». И вот тут-то и происходит переход с оранжевого уровня на зеленый.

В некоторых случаях опыт зеленого будет скорее концептуальным, нежели реалистичным в смысле того обширного диапазона эмоций, которые часто овладевают человеком на зеленом уровне. В организациях это может приводить к разнообразным формам социальной заботы без углубления в сложный зеленый опыт эмоциональных переживаний. Этот уровень может принимать различные формы.

Зеленый смотрит вниз по спирали на оранжевый и синий уровни и видит в них элементы, которые разделяют людей и причиняют им зло. Поэтому одна из первоочередных задач, по его мнению, — разрушить то, что было создано на оранжевом уровне, потому что он создает победителей и проигравших, а также на синем уровне, который разделяет святых и грешников на отдельные категории.

Поэтому цель зеленого уровня – очистить спираль от того, что сделали другие системы, потому что он это расценивает как пагубное и опасное для самого человечества. Таким образом, он оказывает своеобразное очищающее влияние на людей.

Но зеленая система по своей природе кратковременна и крайне дорога, поскольку, несмотря на все свои благие намерения, ее эгалитарные мотивы сделать так, чтобы каждому досталась равная часть общего богатства, ей не хватает кодов, которые смогли бы все это осуществить. Следовательно, вслед за зеленым идет то, что мы называем системами второго порядка.

Клэр Грейвз в своем исследовании сделал важное открытие. В людях, которые стали участниками его исследования, он обнаружил то, что он называет G-T или желтым: способность принимать решения на гораздо более высоком уровне по сравнению с другими субъектами его исследования. Он не знал почему. Он понятия не имел, почему оказалось так, что эта очередная система не была следующей в серии изменений предыдущих систем, а чем-то совершенно другим.

Именно поэтому в своем исследовании он указал на то, что первые шесть систем соответствуют попыткам отойти от нашей анималистической природы, а зеленый уровень стал кульминационным пунктом в этом поиске. Он сказал, что на втором порядке мы, впервые после удовлетворения большинства человеческих потребностей — когда нет уже хищников и можно приобрести себе еду в местном супермаркете и когда у нас есть мгновенный доступ к тому, что происходит в мире — мы как вид Homo Sapiens снова встаем во весь рост и говорим: «Кто мы есть в этом мире и куда идем?». И задаем эти вопросы с полным набором умений, которые мы приобрели благодаря разным мем-кодам. Таким образом, переход через великий Рубикон от зеленого к желтому, или от первого порядка ко второму описывает передовой край современного общества.

На желтом уровне, который является теплым цветом и фокусируется на понятиях «я/мне/моё», мы дадим определение совершенно нового типа человека, которым управляют не одержимости, но у которого есть точный внутренний компас, что позволяет ему более уверенно чувствовать себя внутри; который понимает реальность в контексте естественных потоков; способен воспринимать человеческую природу не как фиксированной тип (как склонны делать мем-коды первого уровня, принимая это за конечный ответ), но распознавать неизбежность движения, изменений.

Следовательно, первая вещь, которую необходимо сделать желтому – это оглянуться назад на системы первого порядка и увидеть где там проблема. Он делает это от своего имени. Он хочет жить в мире, где он может преследовать свои собственные интересы; но когда ему угрожает стрельба из движущегося автомобиля красного уровня; когда коварные и злобные »измы» могут вылиться в джехад синего, подвергая опасности его существование; когда оранжевый настолько загрязнил окружающую среду, что она не может дышать, и когда наивность зеленого отказывается установить дисциплину, которая необходима для того, чтобы другие смогли взобраться по этой экзистенциальной лестнице — все это затрудняет способность желтого быть свободным и жить такой жизнью, которую он выбирает сам.

Поэтому первоочередная задача желтого уровня – вооружиться набором инструментов и спускаться и подниматься по спирали с тем, чтобы отремонтировать каждую из систем и обеспечить продолжение жизни. И когда этот уровень соединяется со своим в определенном смысле соотечественником, бирюзовым уровнем (информационным интеллектом), он превращается в чувствующий ум. Тогда мы получаем систему «я/мне/моё» в желтом цвете, соединенную с системой «мы/нам/наш» в бирюзовом. И точно так же как задачей желтого становится ремонт систем первого уровня и «сшивание» раненого мира, бирюзовый, поскольку он является коллективной системой «мы/нам/наш», созвучной с энергетическими полями и самой жизнью – не только человеческой, а жизнью вообще – охватывает спираль теплой, исцеляющей связью, которая впервые позволяет людям освободиться от гравитационного притяжения более примитивных систем и двигаться вперед.

Итак, мы рассмотрели первые восемь систем мемов, которые появились к настоящему времени. И поскольку учение Клэра Грейвза о спиральной динамике еще не достигло своей окончательной стадии, это означает, что будет еще коралловый уровень. И по мере того, как все эти условия жизни будут воплощаться, мы увидим появление более сложных систем, многие из которых люди уже пережили в измененных состояниях. Однако пока эти системы не достигли того порога, когда они начинают самовоспроизводиться и решать проблемы человечества, они все еще должны достичь стадии мема ценностной системы.

Завершая этот краткий экскурс, мы хотим, чтобы вы увидели, что описанные системы — это системы в людях, а не типы людей. Мы хотим, чтобы вы понимали, что каждый из нас в определенный период жизни, даже если мы продвинулись к более сложному мировоззрению, может при ухудшении условий жизни регрессировать вниз к базовым системам, чтобы справиться с этими условиями жизни. И то, что существует внутри человека, также существует в сердце компании, внутри ее священного ковчега Завета, который определяет, по каким принципам компания ведет бизнес. Подобным образом эти самые коды существуют во внутренней сущности культур и целых народов.

Один из важнейших аспектов того, что мы называем вторым порядком, — это признание факта, что спиральная динамика сегодня является интегральной. Это основное развитие всей грейвзовской парадигмы и источник моего вдохновения (последний раз, когда я разговаривал с ним незадолго до его смерти в 1986 году, он сказал: «Дон, ты должен продолжать эту работу. Исследование, которое я провел, оказалось важным, но вся моя теория говорит, что она еще должна явить себя миру».)

И поэтому я пообещал Клэру Грейвзу, что моей ролью станет продолжение его исследования и добавление к нему новых элементов, которые он не мог видеть, когда собирал данные в 1960-е и 70-е. Безусловно, влияние Кена Уилбера здесь оказалось настолько сильным, что оно открыло совершенно новые горизонты тем из нас, кто работал с теорией Грейвза на протяжении многих лет. Поэтому мы добавили термин «интегральная», имея в виду, что сама концепция спиральной динамики во всей ее полноте постоянно проявляется, она развивается. На практике это означает, что то, что мы называем вторым порядком, будет развиваться в направлении как вертикальной, так и горизонтальной интеграции.

Касательно интегральной вертикали: на втором порядке приходит понимание того, что все мем-коды и системы первого порядка должны быть здоровыми. Поэтому задача интегрального подхода – показать людям как они могут интегрировать, пробуждать, обновлять и, конечно же, придавать силу каждой из этих систем внутри них.

Вместо того, чтобы спорить о разных мем-кодах или слушать людей, которые говорят, что одни мем-коды лучше других, наш подход к интеграции состоит в убеждении, что каждый из этих кодов представляет способы быть человеком; и поскольку спираль находится внутри самого человека, важно, чтобы каждая из этих систем перекликалась с другими, использовалась таким образом, чтобы в своей совокупности они способствовали дальнейшей эволюции самой спирали. И поэтому желтый и бирюзовый оба отвечают на вопрос «Как сохранить весь первый порядок систем в здоровом состоянии и как сделать так, чтобы целая спираль была открыта для движения, когда условия жизни спровоцируют это движение?»

Вместо того, чтобы спорить о качестве каждого из мем-кодов, разумнее будет сказать, что каждый из них является неотъемлемой частью человеческой сущности и благодаря нашему вертикальному чутью мы можем определить на каком уровне функционирует тот или иной человек, компания или целое общество. Затем мы можем показать, что для них будет следующим этапом.

В каждом из нас есть центр притяжения; есть мемы и в нашем «подвале» — те системы, которые мы однажды использовали, но которые сегодня уже неактуальны; и есть мемы в нашем «чердаке» — то есть те системы, которые еще только появляются на горизонте. И живем мы в зоне «натяжения» между мемами, используемыми раньше, и мемами, которые еще только появятся. Поэтому основная идея здесь – не дискредитировать какой-либо из этих мем-кодов, а показать их значимость в общем процессе развития спирали. Именно это отличает интегральный подход от других подходов, используемых при изучении теории Грейвза.

Во-вторых, он становится интегральным по горизонтали в том смысле, что мы можем показать во втором порядке, как каждый из этих кодов работает в полном измерении человеческого бытия. И снова, используя концепцию Уилбера «все квадранты, все уровни, все линии», мы можем графически изобразить то, как эти коды себя выражают.

Если вы знакомы с подходом «все квадранты, все уровни», у вас есть две интерпретации понятия самости, или человека, основанные на различных аспектах. Есть аспекты человека, которые видимы: внешние, такие как мозг и организм и то, что Грейвз называл «степени активации» центральной нервной системы, явные биологические характеристики. И есть те аспекты, которые невидимы, неосязаемы — состояния ума. И здесь мы видим уровни психологического существования.

Если подход к человеческому развитию фокусируется только на одном из этих вариантов, он является фрагментарным. Это актуальная тема обсуждения специалистов в области психиатрии, которая сейчас должна быть двунаправленной: с одной стороны, прозак для вмешательства в физическое состояние человека, или то, что мы называет верхне-правой, внешней индивидуальной системой; а с другой стороны — психотерапевтические беседы или другие средства, которые относятся к так называемой верхне-левой внутренней индивидуальной системе. Важно увидеть синергию между этими двумя системами.

Далее, две нижние системы, которые называются коллективными: то есть внутренняя коллективная система, которая невидима, является сплетением культуры, отношений, норм, связей и обычаев; и нижне-правая система, которая представляет видимые общественные структуры – экономические, политические, законодательные и среду обитания. Это то, что мы относим к области коллективного.

Эта модель сильна тем, что человек может продиагностировать конкретную ситуацию и понять, какое вмешательство необходимо, а затем воплотить это во всех четырех квадрантах. В противном случае мы предпринимаем попытки, которые направлены только на один квадрант и отрицают важность других: например, мы предоставляем экономическую помощь стране, не обращая внимания на ее внутреннюю способность разумно распорядиться этими деньгами. Или если, например, мы записываем детей на модные обучающие программы, чтобы оградить их от дурной компании, что мы затем делаем? Мы посылаем их обратно в ту же нижне-левую культуру с дурными компаниями.

Чрезвычайно важно в интегральном подходе то, что мы можем полностью сосредоточиться на любой конкретной ситуации; продиагностировать, что происходит во всех четырех квадрантах; прочесть коды с тем, чтобы определить, для какого уровня предназначены вмешательства и затем сделать то, что мы называем «большой настройкой», чтобы все усилия во всех четырех квадрантах и, в конечном итоге, на всех линиях развития – социальной, эмоциональной, физической и этической – были сонастроены. Таким образом, у нас есть подход полного спектра, который способен совершить сдвиг критической массы.

И хотя звучит это несколько сложно, на самом деле эта теория довольно простая. Мы даже используем метафору «Шалтай-Болтай сидел на стене», чтобы проиллюстрировать ее. Вы помните, что он свалился со стены, и вся королевская конница и вся королевская рать не могла его собрать. Причина этого в том, что все их попытки разрознены, распылены. Они все хотят как лучше, но различные стороны – дом, церковь, школа, правоохранительная система, бизнес, правительство – все эти структуры делают лучшее, что могут; однако, ситуация становится только хуже, потому что им не хватает способности интегрировать свои усилия и объединить их в один лазерный луч, направленный на мем-коды.

В Южной Африке нам удалось продемонстрировать как на практике использовать эту информацию в контексте интегрального подхода для решения сложнейших проблем, с которыми сталкивается сегодня человечество. На самом деле это очень увлекательное занятие, поскольку мы точно знаем, что пытаемся делать на мемическом уровне; и можем показать, как попытки разных субъектов и заинтересованных сторон могут быть, к сожалению, разрозненными и противоречивыми. Поэтому мы можем предложить (на уровне организаций, сообществ и целого общества) пути изменения фокуса и перенаправления усилий таким образом, чтобы повлиять на человеческое развитие

Будучи интегральными, мы можем взглянуть на других участников, которые путешествуют с нами по одной территории, и начать определенную регуляцию наших отношений. Мы что-то приобретаем от них, они что-то приобретают от нас. Это очень интересное и полезное приложение спиральной динамики, ведь наша задача (если, конечно, мы принимаем ее) – делать то, что способствует усовершенствованию этой человеческой Спирали. Так я стал «спиралократом». Я верю в «спиралократию». Я думаю, мы можем дать определение тому, что я называю силой третьей победы. И если мы можем держать Спираль здоровой, если сфокусируемся на глубинных течениях меметики, то сможем способствовать продвижению человечества вверх по спирали, основанием чего выступят новые условия жизни.

Источник: www.integrallife.com

Перевод: integralportal.ru

Служебный аккаунт администратора сайта. Не нужно добавлять его в друзья и писать ему личные сообщения. У Анатолия Баляева есть другой авторский аккаунт.