Самим термином «интегральная психология» мы обязаны Индре Сену, ученику Шри Ауробиндо, который посредством него обозначал психологическую ветвь интегральной йоги. Но сегодня этот термин (как и некоторые другие, включающие в себя мем «интегральный», например, «интегральная наука», «интегральная политика», «интегральная модель космоса», «интегральная постметафизика» и т. д.) практически полностью монополизирован Кеном Уилбером, американским философом (и, возможно, теософом), основателем «Интегрального института», автором многочисленных книг и признанным экспертом в интегральном подходе[1].
Теория интегральной психологии Уилбера, вкратце описанная им в одноимённой книге[2], является синтетической теорией, обобщающей результаты многих научных исследований и религиозных изысканий — от концепций великой цепи бытия, спиральной динамики, тибетского и китайского буддизма до работ Руперта Шелдрейка, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвза, Роберта Кигана и многих других.
(Здесь, я считаю, крайне необходимо помнить о субъективности позиции самого Уилбера. А «ненаучное» местоимение «я» использовано мною с целью подчеркнуть субъективность (или, в других терминах, психологически-социально-культурную предзаданность) моей точки зрения (или, как говорит Р. А. Уилсон[3], вслед за Тимоти Лири, «туннеля реальности») в той же самой мере, что и точки зрения Уилбера. Поэтому в дальнейшем «я» употребляю именно это местоимение.)
Интегральная теория Кена Уилбера — интересный феномен современной научной жизни, интересный не только как удачная «раскрутка идеи», но и как попытка сформулировать на (хотя бы приблизительно) научном языке некие законы мироздания, которые были неоднократно описаны на всем протяжении истории человечества в разных культурах.
Кроме того, я считаю, что в современной российской ситуации общей разрозненности социальных структур и групп интегральный подход (не скалькированный, но освоенный и переосмысленный с учетом русской истории, традиции, культуры, религии[4]) мог бы стать своего рода комплексной социальной терапией, концептуальной площадкой, на которой будет создано новое общественное единство. Или, по крайней мере, дать некоторое «общее пространство видения»[5], основой которого будет представление о релятивности и нелинейном развитии — знаний, мироощущений, представлений и т. д.
Что же касается интегрального образования, то для России эта тема как никогда актуальна, учитывая ситуацию с образованием в целом. К парадигмальному кризису образования в мире в целом[6] в России прибавляются разнообразные политические исторические и культурные осложнения. В связи с этим, я полагаю, идею (не в первый раз в российской истории) «перескочить» через несколько этапов сразу к интегральному образованию имеет смысл рассмотреть более подробно.
Рассмотрение идет от общего к частному: от общего обзора теории интегральной психологии Кена Уилбера (с критическими ремарками и размышлениями о теоретических взаимосвязях) — к возможному использованию ее в воспитании и образовании.
Автор статьи:
Александра Притворова
Международный Эриксоновский Университет Коучинга, профессиональный коуч.
Психолог-консультант (МВШСЭН, британская магистратура «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»).
Эриксоновский гипноз (ИГИСП).
Тренинг тренеров (Мастерская Мастерова).
МГУ им. М. В. Ломоносова, социологический факультет, социология культуры.
Организатор трансформационного курса «Эволюционное лидерство».
[/box]