Одежда, костюм — какова его роль и причины его возникновения? Есть много версий.
Одна из них климатическая, первой появилась одежда, необходимая человеку для защиты от жары и холода. Сейчас у одежды, большей частью такое же предназначение. Но, например, коренные жители Америки, жившие на той же широте, что и Москва ходили обнаженными по снегу, смазывая кожу жиром, а жители племен близ Экватора, сохранившиеся до начала 20 века на праздниках были в меховых одеждах.
Есть и моральная версия — люди начали одеваться, потому что стыдились наготы. Но понятием стыда нельзя объяснить тот или иной облик, который мы можем увидеть на старых фресках, простые или сложные формы, странности костюма, какова истинная роль костюма, ведь в неолите люди ходили в сапогах из шкуры, а эллины подчеркивали наготу спортивного тела.
Есть и третья версия — социальная, говорящая, что первые предметы, надетые человеком на голову, руки, ноги, пояс, уже назывались костюмом, так как подчеркивали статус владельца.
Мне стало любопытно, а если посмотреть на костюм с позиций спиральной динамики, то как бы это могло быть?
Мы рождаемся голенькие, то, что обеспечит нам защиту лично для нас не имеет значения. Пеленки известного бренда или шкура мамонта все равно, главное обеспечить комфортные условия, если не комфортно, ребенок очень конкретно заявляет об этом родителю плачем. Так звучит бежевая струна. Если посмотреть с точки зрения костюма на этом уровне, то это повязки из листьев или накидки из шкур, т.е. то, что обеспечивает базовые условия выживания, защиту от солнца или холода, ведь птицы имеют перья, рыба чешую, звери — мех, и только человек голый.
Обнаженное тело человека, наверное, как думали древние, дано нам для творческого преображения. Ради него, человек заимствует у природы то, что ему не достает, ракушки, перья, минералы, шкуры. Кто-то придумывает татуировки, а кто-то накидки, и далее, одежду, имеющую крой. Так начинает проявляться звучание фиолетовой струны. Сложность и количество слоев в одежде зависело от климата, функциональной роли человека в племени. Одежда мужчин отличалась от одежды женщин. В каждом племени, костюм имел свои особенности, являлся визитной карточкой. Об этом говорили рисунки татуировок, тип прически, тотемные символы в качестве украшений. Узоры на предметах одежды рассказывали о военных подвигах или мирных деяниях владельца.
А далее, по мере изобретения, новых способов украшать себя и свое тело началась история моды, так начало проявляться звучание красной струны. Если не погружаться глубоко в эпохи и детали одежды присущие каждой эпохи, то костюм на красном — это использование символизма цвета, подтверждающего статус его обладателя и наличие украшений, подчеркивающих достаток владельца. Красный цвет олицетворял огонь и кровь, владелец красной одежды — это тот, кто способен давать жизнь и отнимать. На приобретение одежды красного цвета, например, в Средиземноморье можно было потратить целое состояние, а император Нерон, запретил согражданам носить одежду красного цвета, никто не имел права сравниться с ним величием. Сочетание красной одежды, или деталей красного цвета и золотых украшений у многих народов говорило об уровне приближенности к правителю и уровню обладания властью. Желтый цвет символизировал вечность и солнце, как и золотой цвет и провозглашал причастность правителя к миру богов, куда они отправлялись после смерти. Сложность конструкций одежды, способы драпировки, причудливость форм одежды, иногда доводимые до гротеска и абсурда, всегда соответствовали моде и эпохе, они разрушались и создавались заново на протяжении веков.
Звучание синей струны в истории костюма, это про возникновение правил по поводу ношения одежды. В отдельных государствах это проявлялось на законодательном уровне, чаще всего ограничения относились к нарядам, вышитым золотом, серебром, выполненных из дорогих тканей, шелка, бархата, отделанных кружевом. Появление таких правил было вызвано попыткой сохранить социальную иерархию. Законы были двух типов, одни налагали ограничения на затраты, другие предъявляли требования к одежде для определенных групп населения. Таким образом и возникла форменная одежда. Форменная одежда указывает на профессиональный статус и служебные функции, положение в структуре, подчёркивает, что её носитель не является только частным лицом. Форма напрямую указывает на профессию человека, повар, швейцар, может говорить о манере поведения или системе ценностей, например военный или священник. По одежде можно точно определить статус, ранг, функцию.
По мере развития промышленности, производство одежды упростилось, дорогие материалы стали доступны. Изобретение швейной машинки дало старт массовому производству одежды. Появились пристегивающиеся воротнички, манжеты и манишки, как имитация дорогого белья. Одежда средней и мелкой буржуазии, простых горожан по силуэту следовала моде высшего света. Социальную роль человека, аристократ или буржуа, стало сложно определить. В этот период начинает особо ценится искусство портных. Такое явление, как открытие Домов высокой моды в 19 веке- это первые ноты в звучании оранжевой струны. Родоначальник от-кутюр, Чарлз Ворт, первым начал, подобно художникам, «подписывать» свои изделия, пришивая к платьям ленточку с вышитым на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию. Каждая коллекция помимо платьев, содержала коллекцию аксессуаров. Он шил для девяти королевских дворов, богатейших людей Европы, знаменитых актрис. Таким образом в моде зародилось понятие бренда одежды. А ныне, одежда успешного человека ассоциируется с определенными брендами, подчеркивающими статус владельца и уровень его дохода.
Звучание зеленой струны, как мне кажется, началось с эмансипации женщин, через подражание мужскому костюму. Эклектика в умонастроениях, вера в науку и технику, вера в идеи возможности справедливого мира и идеи социалистов оказывают влияние на женскую моду, перенимая новинки мужской. Мужские шляпы в гардеробе, покрой верха платья, его длина, форма рукава, обувь на высоком каблуке, появление юбок-шароваров для езды на велосипеде, отказ от корсетов, стремление к простоте и комфорту. 20-е столетие, насыщенное социальными и научными переворотами, произвело и переворот и в костюме. В моде возникает культ ясной и лаконичной одежды. Математически выверенный крой, минимальное количество швов составляют ценность одежды. Мини юбка стала визитной карточкой эпохи, давшая женщинам новые возможности. Мода, ранее бывшая привилегией избранных становится доступной всем. Изготовление одежды становится индустрией с огромными оборотами. Создатели моды не просто портные и художники, а лица начинающие играть важную социальную роль. И именно они являются проводниками в новом направлении — социально ответственной моде, а это про экологичные материалы при изготовлении одежды и сроки ее разложения после ее использования. Это так же про не использование детского труда и процессов загрязняющих окружающую среду. Это про появление материалов, изготовленных из вторичного сырья.
Мода меняется. Новые методы в части кроя, скрепления деталей, обработки швов и петель, технологичные материалы — изменяют предметы одежды, но не идею. Например, продолжают существовать чулки, но уже нейлоновые, а не полотняные средневековые или фильдеперсовые. В моде все как в спиральной динамике, верхние уровни включают предыдущие, и что нас ожидает в будущем, становится еще интересней.