Переход от зелёной стадии к жёлтой описывается как существенно более радикальная трансформация, чем переходы между первыми шестью стадиями. Клэр Грейвз говорил о совершенно новом порядке мышления. Он сравнивал все предыдущие стадии с формами выживания, на жёлтой стадии мы уже не выживаем, но впервые подлинно живём.
Часто жёлтую стадию воспринимают как супер-оранжевую — она ещё эффективнее, ещё круче, ещё умнее — но это не так. При первом знакомстве со спиральной динамикой иногда приходится встречать вполне понятное и уместное достигаторское желание «выйти на жёлтый уровень». Для описания перехода к мышлению второго порядка очень хорошо подходит фраза, которая применяется для описания любого межстадийного перехода — «чтобы открыться для нового счастья, нужно умереть для счастья предыдущего». Жёлтая стадия не имеет в составе ценностей потребность в обретении новых статусов, эта потребность «умерла» вместе с оранжевой формой человечности. После этого мы открыли для себя зелёное счастье согласия и социальной справедливости, но и здесь нам суждено разрушить целый ряд благостных иллюзий, чтобы открыться к новому качеству мышления.
Клэр Грейвз одним из отличительных особенностей жёлтого отмечал бесстрашие. Причиной страха может являться угроза разрушения внутренних для человека структур. В процессе становления первого порядка мы создали социальные системы, в которых более-менее исключили бежевый страх насильственной смерти, фиолетовый страх изгнания, красный страх презрения, синий страх беззакония, оранжевый страх нереализованности, зелёный страх социальной несправедливости. Пока эти страхи управляют нами, переход на жёлтую стадию для нас закрыт. Нам предстоит ещё много индивидуальной и коллективной работы, чтобы создать вокруг себя условия жизни, в которой жёлтая стадия возникает естественным образом.
Современные социальные формы имеют огромную сложность с крайне высокой степенью внутренних противоречий. Мир стал неуправляемым из-за ограниченности мышления, когда в системе лидирует какая-то только одна из стадий первого порядка. Из-за накопленных проблем цивилизация ввергается в хаос и встаёт на грань выживания. Качественно подойти к решению этих проблем может совершенно новое мышление, не ведающее страх потерять из-под ног жёсткий фундамент единственно правильного мировоззрения.
Сформировавшиеся в процессе взросления убеждения и ценности не только дают нам ориентиры и уверенность в принятии решений, но и блокируют восприятие аспектов реальности, которые не помещаются в прокрустово ложе жёстких выводов, сделанных из жизненного опыта. На жёлтой стадии мы начинаем видеть, что ценности являются не только источниками радости и энергии, но и источниками предвзятости и слепоты. Ценности по своей сути являются фильтрами восприятия, позволяющими нам воспринимать только то, что нам хочется видеть реальным из всего живого многомерного многообразия окружающего мира. Эти фильтры по сути являются латами тяжёлого рыцарского доспеха, призванного защитить нас от неизвестности. Каждая железная пластина возникла от болезненного столкновения с реальностью. Мы всерьёз намереваемся носить эти доспехи всю жизнь. Только на жёлтой стадии нам хватает смелости сбросить тяжесть ментальных ограничений.
Человек называет собой уникальную совокупность убеждений и ценностей, «тяжёлых» выводов из жизненного опыта. Поэтому то, что вы «думаете» о себе, имеет мало отношения к вашей подлинной, лёгкой и прозрачной сути. Если вы зададите себе вопрос «Кто я?», любым мыслимым ответом на него будет одна из железных пластин вашего рыцарского доспеха. Но только то, что вы держите эту пластину в руках, значит, что вы ею не являетесь. Ваши ценности не исчезают, вы лишь перестаёте отождествлять себя с ними.
Сколько вопросов «Кто я?» вы сможете себе задать, чтобы ваша лёгкая, прозрачная, никак и ничем не ограниченная самость, смогла осознать то, что она всегда уже здесь?
Здравствуйте, Ваше бесподобие!
Podcast: Play in new window | Download