Культ карго или карго-культ (англ. cargo cult — поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии.
В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся точные копии взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго).
Первые сведения о культе карго относятся к XIX веку, когда начались контакты обитателей островов с европейцами. Самый ранний зафиксированный факт — движение Тука, зародившееся на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы возникали, в основном, на Папуа Новой Гвинеи. Однако подлинный расцвет религии Даров небесных относится ко Второй мировой войне и к первым послевоенным десятилетиям.
После Перл-Харбора острова Океании оказались в зоне военных действий между США и Японией. На многочисленных островах, где проживали примитивные племена, локализировались военно-морские базы США. Огромное количество грузов десантировалось на острова, и это внесло существенные изменения в жизнь их обитателей.
Туземцы со священным трепетом наблюдали, как гигантские железные птицы с оглушительным ревом опускаются на землю, а из их нутра белые люди извлекают огромное количество вкусной пищи, добротной одежды и прочих полезностей.
Туземцы не были лентяями – они много трудились, они охотились, рискуя жизнью, их женщины растирали зерно и вялили мясо.. Но сколько они ни трудились – у них никогда не получались такие прочные палатки, такие красивые одежды с рисунком, такие блестящие жестянки со вкусной тушенкой, такие красивые фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.
И тогда они стали думать: что же они раньше делали не так? Наверное, для получения всех этих благ надо делать то же, что и белые люди? И тогда с неба упадет всяческое изобилие, посланное людям духами предков? Ведь совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появились именно в результате магических действий! Ведь никто никогда не видел, чтобы американцы эти вещи создавали!
Поэтому, когда в конце войны воздушные базы были заброшены, а груз карго больше не прибывал, аборигены, чтобы возобновить иссякший поток небесных даров, решили перенять ритуалы белых людей. Они забросили все свои привычные ремесла, их возделанная земля зарастала сорной травой, их поселения страдали от голода, а они прокладывали в джунглях просеки и сооружали ВПП. Сидя в построенных из подручных средств диспетчерских вышках, они вслушивались в изготовленные из кокосов наушники и кричали в бамбуковые микрофоны с антенками из палочек. Они махали флажками из крашеного тростника и зажигали факелы для освещения своих взлетно-посадочных полос. Они проводили строевые учения и подобие военных маршей, используя веточки вместо винтовок. А вокруг стояли отстроенные в натуральную величину соломенные самолеты и вертолеты..
Так они ждали, ждали, ждали… Однако все усилия и ожидания оказались тщетны, век изобилия не настал. А если обеспокоенная ситуацией ООН сбрасывала на острова гуманитарную помощь — туземцы еще больше укреплялись в вере, что если молить — небесные дары вернутся. И, вместо того, чтобы оставить бесплодные попытки привлечь располжение богов, наивные люди продолжали поклоняться аэродромам и самолётам в надежде дождаться возвращения железных птиц, несущих желанные грузы от духов предков…
Изначально статья размещена здесь.
Статья о карго-культе в Википедии.
Культ карго в массовой культуре
Культ карго подробно описан в романе Виктора Пелевина «Ампир В».
В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома» присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.
В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
В фильме «Водный мир» присутствует подобие карго-культа, когда «окурки» («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефу Хазелвуду (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервы, сигареты, топливо.